Статья «Воспитание личностных качеств подростка в процессе занятий спортивной аэробикой»

7 апреля 2017

Красота оказывает мощное воспитательное воздействие на психоэмоциональную сферу подростков. Чувство прекрасного помогает правильно воспринимать закономерности природных явлений и гармонию окружающего мира. Ощущение себя неотъемлемой частью природы служит важным ориентиром понимания смысла жизни, определения своего места в обществе и желание овладеть необходимыми для этого качествами. В понимании красоты заложен большой импульс к развитию и совершенствованию.

Физическая культура и спорт, а особенно такой вид спорта как аэробика, обладают зрелищным эстетическим воздействием. Совершенные формы человеческого тела, грациозность и изящество были и остаются предметом восхищения.

На протяжении последнего столетия гимнастика была достаточно популярным и привлекательным средством физического воспитания молодежи. Современные новые названия её видов связаны, прежде всего, с оздоровительным и релаксационным направлениями, основанные на гармонии музыки и двигательной выразительности. «Новая» аэробная гимнастика – это, прежде всего, женская оздоровительная гимнастика семидесятых, ритмическая гимнастика восьмидесятых, аэробика девяностых годов. Они являются распространенными формами массовой физической культуры во всем мире и в нашей стране. В девяностых годах в массовой физической культуре нашей страны появляется термин – спортивная аэробика. Этот вид спорта, сочетающий элементы гимнастики и различные специфические движения, выполненные в быстром темпе под динамичную музыку, завоевал огромную популярность среди молодежи благодаря неограниченным возможностям в изучении своих способностей, разработке «сценического образа», самовыражению в процессе соревновательной деятельности, выполнению спортивных разрядов. Исследования многих авторов подтверждают, что занятия аэробикой повышают настроение, учат управлять эмоциями, помогают снять напряжение, накапливающееся в процессе учебных занятий, делают фигуру более грациозной.

В. К. Бальсевич, рассматривая проблему развития физкультурных знаний, справедливо подчеркивает, что «в современных условиях существенно возрастает влияние на развитие знаний в сфере физической культуры со стороны всего комплекса наук о человеке». Переориентация ценностей наблюдается в настоящее время во всем мире.

Исследования в данных областях позволяют нам утверждать, что физическое воспитание совершенно неотделимо от  других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания.

Собственно, физическая культура и спорт выступают как средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных личностных качеств, формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер подростка, его эстетических представлений и потребностей.

IMG_7431_web

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие  явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия аэробикой, в частности, оказывают  влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущений и ситуациях, сопутствующих движениям); наблюдательности (вследствие развития анализаторов); находчивости и быстроты соображения (представляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость  вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат т.д.).

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности старших подростков в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применение физических нагрузок, которые, да непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на развитие волевых черт состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий.

В процессе занятий аэробикой, наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера воспитанников – нагрузка.  Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у старших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена.

Волевые качества спортсменов на учебно-тренировочных занятиях аэробикой, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.д. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При необходимости принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели:  непосредственной, близкой, далекой.

Занятия спортом способствуют формированию у старших подростков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактором, мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений.

IMG_3895_web

Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, главный фактор, дающий человеку удовлетворение своей деятельностью. В ходе занятий аэробикой у старших подростков этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники  спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях др. На учебно-тренировочных занятиях школьник познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, определяющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные передвижения.

Важное место в формировании личности подростков, систематически занимающихся аэробикой, занимает эстетическое воспитание, которое базируется на формирование у них эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия аэробикой позволяют воспитывать у старших подростков эстетически оправданные представления о красоте движений человека.

Результаты, которые достигаются в формировании личности старших подростков на учебно-тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий, одно из которых – значение личности преподавателя,  направленности его действий.

Морально-этические положения, которыми руководствуются старшие подростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней. Поэтому воспитание личности, её формирование «…предполагает заботу о педагогизации среды, активное воздействие на неё с тем, чтобы сделать её максимально благоприятствующей делу воспитания (А.А. Деркач,  А. А. Исаев, 1981). Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно-тренировочных занятиях со старшими подростками. В первую очередь это обусловлено тем, что для данной возрастной группы популярные спортсмены часто являются образцом для подражания, причем старшеклассники могут копировать не только их спортивную технику, но и поведение, манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности старших подростков, занимающихся спортом. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. По определению Л. П. Матвеева (1976), формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.

Под самовоспитанием понимается «…сознательная, систематическая работа личности над собой, направленная на формирование и совершенствование положительных и устранение отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимися идеалами» (А. А. Деркач, А. А. Исаев, 1981). Стимулировать процесс самовоспитания старших подростков в ходе учебно-тренировочных занятий можно, только используя дифференцированный и индивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим положительным идеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сформировать положительный, третьим помочь в выборе идеала.

Решая задачи физического воспитания, педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты как формирование ценностных ориентации, на физическое и духовное совершенствование личности старших подростков, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, понимание красоты и гармонии окружающего мира, стремление к развитию и совершенству. При этом школьников необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

IMG_7579_web

Автор статьи:
тренер высшей категории
Ведерникова Наталья Николаевна

Поделиться с друзьями: